5.05
Математические задачи
на смекалку
Задача 1.
Отец с хитрой улыбкой задает своему сыну-первокласснику вопрос: назови мне
самое большое число.
Получив ответ, он лишь удивленно качает головой, не зная, что и возразить.
Что ответил сын?
Получив ответ, он лишь удивленно качает головой, не зная, что и возразить.
Что ответил сын?
Задача 2.
Какой знак нужно поставить между числами 4 и 5,
чтобы результат получился больше четырех,
но меньше пяти?
чтобы результат получился больше четырех,
но меньше пяти?
Задача 3.
Есть дорога по которой может проехать только одна машина.
По дороге едут две машины: одна с горы, другая под гору.
Как им разъехаться?
По дороге едут две машины: одна с горы, другая под гору.
Как им разъехаться?
Задача 4.
Сколько раз из чертовой дюжины можно вычесть число три?
Задача 5.
Двое одновременно подошли к реке.
Лодка, на которой можно переправиться, выдерживает только одного человека.
И все же без посторонней помощи каждый переправился на этой лодке на другой берег.
Как им это удалось?
Лодка, на которой можно переправиться, выдерживает только одного человека.
И все же без посторонней помощи каждый переправился на этой лодке на другой берег.
Как им это удалось?
Задача 6.
В компании друзей, одному пришло в голову предложить им спор:
- Ребята, я сейчас поставлю бутылку посреди комнаты и вползу в нее.
И ему это удалось... он выиграл.
Как он это сделал?
- Ребята, я сейчас поставлю бутылку посреди комнаты и вползу в нее.
И ему это удалось... он выиграл.
Как он это сделал?
Задача 7.
На столе в ряд стоят 6 стаканов.
Первые три пустые, а последние три наполнены водой.
Как сделать так, чтобы пустые стаканы и полные чередовались между собой, если касаться можно только одного стакана (толкать стакан стаканом нельзя)?
Первые три пустые, а последние три наполнены водой.
Как сделать так, чтобы пустые стаканы и полные чередовались между собой, если касаться можно только одного стакана (толкать стакан стаканом нельзя)?
Задача 8.
Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую
позицию.
Какую позицию вы теперь занимаете?
Какую позицию вы теперь занимаете?
Задача 9.
Из гнезда вылетели три ласточки.
Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?
Задача 10.
Карандаш положили на пол и попросили нескольких человек перепрыгнуть его.
Но никто не смог этого сделать. Почему?
Но никто не смог этого сделать. Почему?
27.03
ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ 3 КЛАССА Вариант 3
Школа ................................................... Класс 3 ........
Фамилия, имя .............................................................
1. Запиши величины 3 км, 7 дм, 3 м, 370 м в
порядке возрастания их значений.
Ответ: ............................................................
2. Витя задумал число, уменьшил его на 12 и
получил 12. Какое число задумал Витя?
Ответ: .....................
3. Вычисли: 240 3.
Ответ: .....................
4. Ваня измерил ширину двери в своей комнате. Какой ответ он мог получить?
Отметь ответ .
9 мм
9 см
9 дм
9 м
5. Из чисел 546, 341, 854, 441, 742 Вите нужно
выписать все чётные числа, у которых в разряде
десятков записана цифра 4. Какие числа нужно
выписать Вите?
Ответ:
6. Найди значение числового выражения
60 + (40 – 25) *2.
Отметь ответ .
150
90
50
30
7. В теплице на первую грядку посадили 40 кустов
помидоров. На первую грядку посадили на
20 кустов меньше, чем на вторую. Сколько всего
кустов посадили на обе грядки?
Запиши решение
и ответ.
Решение:
Ответ:
8. Как читается числовое выражение (48 – 8) : 4?
Отметь ответ .
частное чисел 48 и 8 уменьшить в 4 раза
частное чисел 48 и 8 уменьшить на 4
разность чисел 48 и 8 уменьшить на 4
разность чисел 48 и 8 уменьшить в 4 раза
9. Коля взял лист квадратной формы со стороной
2 дм, сложил его пополам так, что получились
два прямоугольника. Запиши длину и ширину
каждого получившегося прямоугольника.
Ответ: и
10. Начерти квадрат, одна сторона которого равна
длине отрезка АТ.
А
Т
11. В магазине за 5 одинаковых пачек сливочного
масла заплатили 300 рублей. Сколько стоят 6
таких пачек масла?
С помощью какого числового выражения можно
получить ответ на вопрос?
Отметь ответ .
300 : 6 * 5
300 : 5 * 6
(300 – 5) * 6
(300 : 5) : 6
12. Лена заплатила за 4 кг яблок 140 рублей, а Оля
за 3 кг яблок – 99 рублей. Кто из девочек купил яблоки по более высокой
цене за килограмм?
Запиши ответ и объясни его.
Ответ: ...............................
Объяснение: ...................................................................
.............................................................................................
.............................................................................................
.............................................................................................
13. Гена сложил из деталей конструктора ракету. Запиши номера фигур, которые он использовал.
1) конус
2) куб
3) шар
4) цилиндр
5) прямоугольник
Ответ: .............................................................
14. Какие из следующих математических
утверждений верные? Выпиши их номера.
1) Числа 456, 465, 546, 564 записаны в порядке
возрастания.
2) Если число 180 разделить на 1, то получится
180.
3) Разность чисел 42 и 6 равна 7.
Ответ: .......................................
15.
Из этих двух деталей конструктора сложили
фигуру. Какая это фигура?
Отметь ответ .
Дополнительная часть
16. На ужин мама решила поджарить 7 блинчиков с
творогом. Блинчики надо жарить 2 мин на одной
стороне и 1 мин – на другой стороне. На
сковородке помещаются 4 блинчика. За какое
наименьшее время мама поджарит все
блинчики?
Запиши ответ и объясни его.
Ответ: .......................................
Объяснение: ........................................................... ................................................................................. ................................................................................. ................................................................................. ................................................................................. ................................................................................. .................................................................................
17. Билет на электричку стоит 210 р. У Петра
Ивановича есть банкноты по 10 р., 50 р., 100 р. и
500 р. Пётр Иванович оплатил билет без сдачи.
Запиши три способа оплаты билета
без получения сдачи, которые мог использовать
Петр Иванович.
Первый
способ
Второй
способ
Т
ретий
способ
18. Вера записывала числа 6, 13, 18, 23, 33, 60 в
таблицу по заданному правилу. Некоторые числа
она записала неверно. Выпиши числа, которые
она записала неверно.
Больше 25 Меньше 25
Делится на 3 6, 60, 28 18, 13, 33
Ответ: .......................................
ТЕКСТ К ИТОГОВОЙ
РАБОТЕ №2 ПО ЧТЕНИЮ
ДЛЯ 3 КЛАССА
ВАРИАНТ 2 Прочитай текст.
Глиняные
книги
Первые
книги
Откуда
появился в Азии между реками Тигр
и Евфрат этот удивительный
народ, никто не знает.
Сами
себя они называли«черноголовыми»,а свою страну–Шумер.
Это они изобрели колесо, и парусную лодку,
и географическую
карту.
Но самым
удивительным
изобретением шумеров
было письмо. Примерно пять
тысяч
лет назад они первыми
стали делать пометки,
сколько овец и коз пригнали во дворец царя, сколько зерна собрали
на полях.
Всё из глины
Материал для письма шумеры находили вокруг себя, а точнее, под ногами. Там, где они жили, было мало деревьев, зато сколько угодно глины. Из гли-няных кирпичей делались огромные дворцы. Про-стые люди плели свои жилища из тростника и обма-зывали их глиной. Из глины делали посуду, бочки, прялки…Неудивительно, что и свои книги шумеры стали делать из глины.
Эксперимент
Попробуйте
старой
шариковой ручкой или
большой иголкой написать
что-нибудь
на пластили-не.
Вы увидите, что писать привычным нам
спосо-бом
– проводя длинные линии, очень трудно,
да и получается не
очень красиво. Зато,
если вдавли-вать палочку, карандаш или старый фломастер
в пластилин, получается очень
чёткий след. Тоже самое и с сырой мягкой глиной.
Что
такое клинопись
Шумеры догадались
выдавливать знаки
тростниковой палочкой-
стилосом
на пластинках
из сырой мягкой глины. Они вдавливали прямоугольную
па-лочку в глину уголком так,
что оставались следы,
похожие
на клинышки –узкие треугольники.
Если поворачивать палочку- стилос под разными углами
и вдавливать её в глину, получатся штрихи разного вида. Из разных штрихов можно
составить множество знаков. Такой способ письма учёные назвали клинописью.
Клинопись – это
удобно!
Глиняные таблички с самыми важными записями
шумеры обжигали в печке. Таблички становились твёрдыми и могли храниться сотни
лет. А многие записи сохранились до наших дней случайно, лишь потому, что
закалились в пламени пожаров.
Глиняные тексты собирали в ивовые корзины и
хранили в специальных помещениях. Во время раскопок древних дворцов были найдены комнаты, гдебыло
собрано по нескольку тысяч табличек. Это были первые библиотеки.
Угаритский клинописный алфавит.
В шумерском письме было около 1000 знаков:
некоторые из них обозначали слова, а некоторые – слоги. Писать палочкой по
сырой мягкой глине было так удобно, что клинопись переняли многие другие
народы, живущие возле рек Тигр и Евфрат. И когда через две тысячи лет в городе
Угарит изобрели привычное нам звуковое письмо (когда письменные значки
обозначают звуки), буквы угаритского
алфавита оставили клинописными.
(По книге С. Прудовской «История книги своими
руками»)
Вариант2
Школа................................................Класс3..........
Фамилия,имя............................................................
ИНСТРУКЦИЯ
для УЧАЩИХСЯ
Сейчас ты
будешь
выполнять работу по чтению.
Сначала тебе нужно прочитать текст, а потом
ответить на вопросы
по этому тексту. В работе тебе встретятся
разные вопросы:
в одних тебе нужно
будет
выбрать ответы из нескольких предложенных,
в других – записать несколько слов или можешь постоянно обращаться к тексту, перечитывать его. Хорошо, если ты сделаешь все задания, но если не будешь успевать – выбери из них те, которые ты сможешь выполнить. Внимательно читай задания.
Прочитай текст «Глиняные книги».Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к тексту рассказа.
1.Где находилась страна Шумер?
|
............................................................................................
2.Что,кроме письма, изобрели шумеры? Приведи два примера.
1)........................................................................................
2)........................................................................................
3.Когда шумеры
впервые стали делать
записи?
|
............................................................................................
4.Почему шумеры стали писать именно на
глине?
............................................................................................
............................................................................................
5.Что такое
стилос?
|
.............................................................................................
6.Из чего делали
стилосы ?
|
.............................................................................................
|
учёные назвали
клинописью?
.............................................................................................
.............................................................................................
8.Как по-другому можно назвать этот текст? Отметь ответ.
Африканские книги
Книги из сундука
Книги-таблички
Каменные книги
9.Сколько
знаков было в шумерском
письме?
|
............................................................................................
10.Почему
другие
народы, живущие
в той же местности, что и шумеры,
стали использовать клинопись?
Отметь
два ответа .
Потому что в шумерском письме
было много знаков
Потому что пользоваться
клинописью было удобно
Потому что другие
народы изобрели звуковое письмо
Потому что они увидели библиотеки шумеров
|
обжигали в горячей
печи?
............................................................................................
............................................................................................
шумеров. Заполни таблицу.
13.Прочитав текст «Глиняные книги»,Паша сказал: «Шумерам читать было легче, чем нам! Один знак–целое слово!» Прав ли Паша?
Да
народом»?
............................................................................................
............................................................................................
............................................................................................
|
|
15.Найди
утверждение, которое НЕ соответствует содержанию текста, и отметь его.
Знаки шумерского письма обозначали
целые слова.
Буквы угаритского алфавита клинописные.
Знаки шумерского письма обозначали
целые слоги.
Знаки
шумерского
письма обозначали звуки.
Нет
Обязательно
объяснисвой ответ.
.............................................................................................
..........................................................................................
|
клинописного алфавита. Напиши знаками угаритского алфавита предложение КОТ ЕСТ.
............................................................................................
............................................................................................
.............................................................................................
|
рассказ о шумерском письме описание эксперимента
с письмом на пластилине?
.............................................................................................
.............................................................................................
17.Прочитав текст«Глиняные книги»,Рита сказала:
|
«Оказывается, из шумерских записей сохранились
только
самые
важные!» Правали Рита?
Да Нет
Докажи свойответ.
.............................................................................................
.............................................................................................
.........................................................................................
24.03
ТЕКСТ К ИТОГОВОЙ РАБОТЕ № 1 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА
Вариант 1
Прочитай текст.
Дождик, который поверил в себя На пакете написано: «Ёлочное украшение «Дождь».
— Дождик! — ласково говорит мама, расправляя длинные блестящие ленточки.
Павлик улыбается:
— Почему туч нет, грозы нет, а дождик есть?
— Надо же ему где-то жить, пока зима! — смеётся мама.
— Значит, дождик весной от нас уйдёт?
— Как уйдёт, так и придёт! Наденем резиновые сапоги, возьмём зонты и пойдём гулять под
дождём. А он будет лить с неба, стучать по зонтам и спрашивать: «Помните меня? Помните?»
Ёлочные игрушки улыбаются, а Дождик тревожится. Что за разговор такой? Правда, нужно
весной уходить? Как он доберётся до неба, чтобы лить оттуда? А стучать у него и вовсе не
получается.
Как-то раз Попугай дразнил Снежинку. Дождик хотел его стукнуть, но не посмел; он был очень мягкий Дождик и ничего не мог с этим поделать. Он ни с кем не ссорился.
Шарики раскачивались на его ленточках и предлагали:
— Ну-ка, схвати, догони!
И Шарики разбегались по веткам. Дождик за ними! Хочет поймать всех сразу, но Шарики так
быстро скачут — никак не успеть. Каждый раз всё заканчивалось одинаково:
— Я запутался! Больше не играю! — начинал плакать Дождик, пытался распутываться, но ещё
больше запутывал свои ленточки.
Сколько раз ему говорила Матрёшка:
— Не играй с Шариками. Они быстрые, ловкие.
Тебе за ними никогда не угнаться!
Разноцветный Попугай на прищепке кричал:
— Недотёпа!
Гирлянда распутывала ленточки и ворчала:
— Каждый день одно и то же…
Только Большой Красный Шар говорил:
— Бегай, Дождик! Не унывай! Всё дело в тренировках!
И Дождик тренировался.
— Всё дело в том, что ты не веришь в себя! — доказывала ему как-то Серебряная Фея. — Глянь на себя со стороны, ты — стройный, длинноногий, блестящий! Не надоело тебе плакать, Дождик?
Как-то раз Фея взмахнула своей стеклянной палочкой, но палочка вдруг выскочила из рук и
полетела вниз!
— Ааах!!! — пронеслось по ёлке.
— Спасите! — закричала Серебряная Фея. — Ах, моя волшебная палочка!
Шарики бросились, но не успели подхватить. Попугай распростёр крылья — куда там! И лишь
Дождик умудрился поймать её почти у самого пола!
Волшебная палочка была спасена!
— Дождик спас волшебную палочку! — громко сказал Большой Красный Шар. — Вот что значат ежедневные тренировки! Пришла беда — и ты оказался самым быстрым и самым ловким!
Смущённый Дождик покраснел.
— Назначаю тебя Главным Спасателем! — торжественно объявил Красный Шар.
— Этого недотёпу?! — хихикнул Попугай на прищепке.
И что же? Через две недели Дождик спас Попугая, когда у него отвалилась прищепка, и тот
от страха забыл расправить крылья. Дождик спас Снежинку и Матрёшку, когда мама включила
пылесос! Тогда такой ветер поднялся, что и у Дождика руки-ноги в разные стороны разлетелись.
Он их потом с трудом собрал, ведь Красный Шар не раз повторял, что спасатель должен быть
собранным. Конечно, он запутывался, но учился распутываться сам, до того, как придёт на помощь Гирлянда.
Фея утверждала, что все эти чудеса сделала волшебная палочка, которой коснулся Дождик.
— Благодаря ей он поверил в себя! — восклицала Фея.
— Ну, сначала в меня поверили, а потом и я сам в себя поверил, — смеялся Дождик.
К слову, плакать Дождик давно перестал.
(По Е. Ракитиной)
( чтение на время)
ТЕКСТ К ИТОГОВОЙ РАБОТЕ № 2 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА
ВАРИАНТ 1
Прочитай текст.
Книги из болота
Свитки из папируса . Более 4 тысяч лет назад люди создавали книги в виде свитков – рулонов, сделанных из различных материалов: ткани, кожи, коры, бумаги. Но самые первые свитки делались из папируса. Папирус– это материал, напоминающий бумагу. Изобрели его в Древнем Египте.
Как делали папирус Делали папирус из стеблей тростника, растущего по болотистым берегам
главной реки Египта– Нила. Стебли тростника очищали от коры, разрезали вдоль, смачивали в
водах Нила. Полоски укладывали одна к другой, а поперёк клали другие полоски и прижимали каким-нибудь грузом. У тростника клейкий сок, поэтому под тяжестью груза слои папируса слипались в единый лист.
Как писали на папирусе
Писали на нём тростниковой палочкой – стилосом. Стилос обмакивали в чёрную тушь, приго-
товленную из сажи. Для выделения некоторых слов использовали красную земляную краску – охру.
Если нужно было написать длинный текст, несколько листов папируса склеивали в одну длин-
ную ленту, которую сворачивали в рулон – так получался свиток. До наших дней сохранился папирусный свиток длиной 40 метров!
«Аптека для души»
Хранили свитки в деревянных ящиках, в глиняных кувшинах или специально сделанных фут-
лярах. Библиотеки папирусных свитков устраивались в храмах и дворцах фараонов. Книгохранилище во дворце фараона Рамсеса Второго называлось «Аптека для души». Другие
библиотеки носили названия «Приют мудрости», «Дом жизни».
Что за картинки?
В качестве знаков письма в Древнем Египте использовались изображения людей, животных и
разных предметов. Эти картинки получили название иероглифы. Поначалу иероглифы обозначали целое слово. Позже они стали обозначать отдельные слоги. А ещё позже появились знаки для отдельных звуков, но только согласных.
Гласные звуки египтяне пропускали. ГПТН ПСЛ ТЛЬК СГЛСН ЗВК – примерно так они запи-
сывали слова. В египетском письме было около 800 знаков – иероглифов. Оно было очень сложным, потому что один и тот же иероглиф мог означать и слово, и слог, и отдельный
звук. Научиться писать поэтому было очень трудно, и профессия писца была очень
почётной и прибыльной.

Звуковые иероглифы
Алфавитным письмом, или звуковыми иероглифами (когда письменный значок обозначает звук),египтяне пользовались тогда, когда нужно было записать иностранные имена, например, имя македонского царя Александра. В таких именах они писали и гласные звуки.
Все наши имена для египтян – иностранные, поэтому мы можем их записать звуковыми иерог-
лифами.
(По книге С. Прудовской «История книги своими руками»)
Прочитай текст «Книги из болота». Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к
тексту.
1. Где впервые научились делать папирус?
..........................................................................................
2. Из чего египтяне делали «чернила», чтобы писать на папирусе?
1) .....................................................................................
2) ......................................................................................
3. Когда появились первые книги-свитки?
..........................................................................................
4. От чего зависела длина свитка?
..........................................................................................
5. Что такое стилос?
...........................................................................................
6. Из чего делали стилосы?
...........................................................................................
7. Почему текст называется «Книги из болота»?
...........................................................................................
...........................................................................................
8. Как по-другому можно назвать этот текст?
Отметь ответ .
Дровяные письма
Скрученные книги
Книги-связки
Книги-гармошки
9. Сколько знаков было в египетском письме?
...........................................................................................
10. Где в Древнем Египте могли разместить библиотеку? Отметь ответ .
в аптеке
в школе
в храме
в приюте
11. Для чего при изготовлении папируса на слои тростника клали груз?
..........................................................................................
..........................................................................................
12. Сравни современную библиотеку и библиотеку в Древнем Египте. Заполни таблицу.
Современная библиотека Библиотека вДревнем Египте
Полка для книг
Книга
Здание, часть здания Часть храма, дворца
13. Прочитав текст «Книги из болота», Миша сказал:
«Да, египтянам было легче читать, чем нам!
Смотри картинки, да и всё!» Прав ли Миша?
Да
Нет
Объясни свой ответ.
...........................................................................................
...........................................................................................
14. Как ты думаешь, почему одну из библиотек в Древнем Египте назвали «Приют мудрости»?
...........................................................................................
...........................................................................................
15. Найди утверждение, которое НЕ соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его .
Иероглифы обозначали целое слово.
Иероглифы обозначали предложение.
Иероглифы обозначали отдельные слоги.
Иероглифы обозначали согласные звуки.
16. Зачем предложение «Египтяне писали только согласные звуки» автор записал в тексте так:
ГПТН ПСЛ ТЛЬК СГЛСН ЗВК?
..........................................................................................
..........................................................................................
17. Галя и Дима прочитали текст «Книги из болота».
Галя спросила Диму: «А ты можешь написать иероглифами имя египетского фараона Рамсеса
так, как это имя писали древние египтяне?» –
«Нет, из текста это непонятно», – сказал Дима.
Прав ли Дима?
Да
Нет
Объясни свой ответ.
..........................................................................................
..........................................................................................
18. Рассмотри таблицу алфавитных (звуковых) иероглифов. В ней даны русские буквы и
египетские иероглифы с их названиями. Запиши египетскими иероглифами слово.
ЛИДИЯ ................................................................
Вариант 1
Прочитай текст.
Дождик, который поверил в себя На пакете написано: «Ёлочное украшение «Дождь».
— Дождик! — ласково говорит мама, расправляя длинные блестящие ленточки.
Павлик улыбается:
— Почему туч нет, грозы нет, а дождик есть?
— Надо же ему где-то жить, пока зима! — смеётся мама.
— Значит, дождик весной от нас уйдёт?
— Как уйдёт, так и придёт! Наденем резиновые сапоги, возьмём зонты и пойдём гулять под
дождём. А он будет лить с неба, стучать по зонтам и спрашивать: «Помните меня? Помните?»
Ёлочные игрушки улыбаются, а Дождик тревожится. Что за разговор такой? Правда, нужно
весной уходить? Как он доберётся до неба, чтобы лить оттуда? А стучать у него и вовсе не
получается.
Как-то раз Попугай дразнил Снежинку. Дождик хотел его стукнуть, но не посмел; он был очень мягкий Дождик и ничего не мог с этим поделать. Он ни с кем не ссорился.
Шарики раскачивались на его ленточках и предлагали:
— Ну-ка, схвати, догони!
И Шарики разбегались по веткам. Дождик за ними! Хочет поймать всех сразу, но Шарики так
быстро скачут — никак не успеть. Каждый раз всё заканчивалось одинаково:
— Я запутался! Больше не играю! — начинал плакать Дождик, пытался распутываться, но ещё
больше запутывал свои ленточки.
Сколько раз ему говорила Матрёшка:
— Не играй с Шариками. Они быстрые, ловкие.
Тебе за ними никогда не угнаться!
Разноцветный Попугай на прищепке кричал:
— Недотёпа!
Гирлянда распутывала ленточки и ворчала:
— Каждый день одно и то же…
Только Большой Красный Шар говорил:
— Бегай, Дождик! Не унывай! Всё дело в тренировках!
И Дождик тренировался.
— Всё дело в том, что ты не веришь в себя! — доказывала ему как-то Серебряная Фея. — Глянь на себя со стороны, ты — стройный, длинноногий, блестящий! Не надоело тебе плакать, Дождик?
Как-то раз Фея взмахнула своей стеклянной палочкой, но палочка вдруг выскочила из рук и
полетела вниз!
— Ааах!!! — пронеслось по ёлке.
— Спасите! — закричала Серебряная Фея. — Ах, моя волшебная палочка!
Шарики бросились, но не успели подхватить. Попугай распростёр крылья — куда там! И лишь
Дождик умудрился поймать её почти у самого пола!
Волшебная палочка была спасена!
— Дождик спас волшебную палочку! — громко сказал Большой Красный Шар. — Вот что значат ежедневные тренировки! Пришла беда — и ты оказался самым быстрым и самым ловким!
Смущённый Дождик покраснел.
— Назначаю тебя Главным Спасателем! — торжественно объявил Красный Шар.
— Этого недотёпу?! — хихикнул Попугай на прищепке.
И что же? Через две недели Дождик спас Попугая, когда у него отвалилась прищепка, и тот
от страха забыл расправить крылья. Дождик спас Снежинку и Матрёшку, когда мама включила
пылесос! Тогда такой ветер поднялся, что и у Дождика руки-ноги в разные стороны разлетелись.
Он их потом с трудом собрал, ведь Красный Шар не раз повторял, что спасатель должен быть
собранным. Конечно, он запутывался, но учился распутываться сам, до того, как придёт на помощь Гирлянда.
Фея утверждала, что все эти чудеса сделала волшебная палочка, которой коснулся Дождик.
— Благодаря ей он поверил в себя! — восклицала Фея.
— Ну, сначала в меня поверили, а потом и я сам в себя поверил, — смеялся Дождик.
К слову, плакать Дождик давно перестал.
(По Е. Ракитиной)
( чтение на время)
ТЕКСТ К ИТОГОВОЙ РАБОТЕ № 2 ПО ЧТЕНИЮ ДЛЯ 3 КЛАССА
ВАРИАНТ 1
Прочитай текст.
Книги из болота
Свитки из папируса . Более 4 тысяч лет назад люди создавали книги в виде свитков – рулонов, сделанных из различных материалов: ткани, кожи, коры, бумаги. Но самые первые свитки делались из папируса. Папирус– это материал, напоминающий бумагу. Изобрели его в Древнем Египте.
Как делали папирус Делали папирус из стеблей тростника, растущего по болотистым берегам
главной реки Египта– Нила. Стебли тростника очищали от коры, разрезали вдоль, смачивали в
водах Нила. Полоски укладывали одна к другой, а поперёк клали другие полоски и прижимали каким-нибудь грузом. У тростника клейкий сок, поэтому под тяжестью груза слои папируса слипались в единый лист.
Как писали на папирусе
Писали на нём тростниковой палочкой – стилосом. Стилос обмакивали в чёрную тушь, приго-
товленную из сажи. Для выделения некоторых слов использовали красную земляную краску – охру.
Если нужно было написать длинный текст, несколько листов папируса склеивали в одну длин-
ную ленту, которую сворачивали в рулон – так получался свиток. До наших дней сохранился папирусный свиток длиной 40 метров!
«Аптека для души»
Хранили свитки в деревянных ящиках, в глиняных кувшинах или специально сделанных фут-
лярах. Библиотеки папирусных свитков устраивались в храмах и дворцах фараонов. Книгохранилище во дворце фараона Рамсеса Второго называлось «Аптека для души». Другие
библиотеки носили названия «Приют мудрости», «Дом жизни».
Что за картинки?
В качестве знаков письма в Древнем Египте использовались изображения людей, животных и
разных предметов. Эти картинки получили название иероглифы. Поначалу иероглифы обозначали целое слово. Позже они стали обозначать отдельные слоги. А ещё позже появились знаки для отдельных звуков, но только согласных.
Гласные звуки египтяне пропускали. ГПТН ПСЛ ТЛЬК СГЛСН ЗВК – примерно так они запи-
сывали слова. В египетском письме было около 800 знаков – иероглифов. Оно было очень сложным, потому что один и тот же иероглиф мог означать и слово, и слог, и отдельный
звук. Научиться писать поэтому было очень трудно, и профессия писца была очень
почётной и прибыльной.

Звуковые иероглифы
Алфавитным письмом, или звуковыми иероглифами (когда письменный значок обозначает звук),египтяне пользовались тогда, когда нужно было записать иностранные имена, например, имя македонского царя Александра. В таких именах они писали и гласные звуки.
Все наши имена для египтян – иностранные, поэтому мы можем их записать звуковыми иерог-
лифами.
(По книге С. Прудовской «История книги своими руками»)
Прочитай текст «Книги из болота». Ответь на вопросы. Ты можешь постоянно возвращаться к
тексту.
1. Где впервые научились делать папирус?
..........................................................................................
2. Из чего египтяне делали «чернила», чтобы писать на папирусе?
1) .....................................................................................
2) ......................................................................................
3. Когда появились первые книги-свитки?
..........................................................................................
4. От чего зависела длина свитка?
..........................................................................................
5. Что такое стилос?
...........................................................................................
6. Из чего делали стилосы?
...........................................................................................
7. Почему текст называется «Книги из болота»?
...........................................................................................
...........................................................................................
8. Как по-другому можно назвать этот текст?
Отметь ответ .
Дровяные письма
Скрученные книги
Книги-связки
Книги-гармошки
9. Сколько знаков было в египетском письме?
...........................................................................................
10. Где в Древнем Египте могли разместить библиотеку? Отметь ответ .
в аптеке
в школе
в храме
в приюте
11. Для чего при изготовлении папируса на слои тростника клали груз?
..........................................................................................
..........................................................................................
12. Сравни современную библиотеку и библиотеку в Древнем Египте. Заполни таблицу.
Современная библиотека Библиотека вДревнем Египте
Полка для книг
Книга
Здание, часть здания Часть храма, дворца
13. Прочитав текст «Книги из болота», Миша сказал:
«Да, египтянам было легче читать, чем нам!
Смотри картинки, да и всё!» Прав ли Миша?
Да
Нет
Объясни свой ответ.
...........................................................................................
...........................................................................................
14. Как ты думаешь, почему одну из библиотек в Древнем Египте назвали «Приют мудрости»?
...........................................................................................
...........................................................................................
15. Найди утверждение, которое НЕ соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его .
Иероглифы обозначали целое слово.
Иероглифы обозначали предложение.
Иероглифы обозначали отдельные слоги.
Иероглифы обозначали согласные звуки.
16. Зачем предложение «Египтяне писали только согласные звуки» автор записал в тексте так:
ГПТН ПСЛ ТЛЬК СГЛСН ЗВК?
..........................................................................................
..........................................................................................
17. Галя и Дима прочитали текст «Книги из болота».
Галя спросила Диму: «А ты можешь написать иероглифами имя египетского фараона Рамсеса
так, как это имя писали древние египтяне?» –
«Нет, из текста это непонятно», – сказал Дима.
Прав ли Дима?
Да
Нет
Объясни свой ответ.
..........................................................................................
..........................................................................................
18. Рассмотри таблицу алфавитных (звуковых) иероглифов. В ней даны русские буквы и
египетские иероглифы с их названиями. Запиши египетскими иероглифами слово.
ЛИДИЯ ................................................................
Комментариев нет:
Отправить комментарий