Учебные тексты

Фонетика
Квантованный учебный текст с заданиями в тестовой форме
для учащихся 3 класса


Звуки и буквы
Слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Звуки слышим и произносим.
Слова, которые мы пишем, состоят из букв. Буквы мы видим, пишем, читаем. Буквы используются для обозначения звуков на письме.

Гласные и согласные звуки
Все звуки делятся на гласные и согласные.
В образовании гласных звуков участвует только голос. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преграды.
В образовании согласных звуков участвует шум или голос и шум. При произнесении согласных звуков воздух проходит через рот, преодолевая преграды (губы, зубы, язык).

Гласные звуки и буквы
Гласных звуков в русском языке 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Для обозначения гласных звуков на письме используются буквы: а, о, у, ы, э, я, ё, ю, и, э. Букв гласных звуков – 10.

Согласные звуки и буквы
Согласных звуков 36: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [ж], [з], [з'], [й'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р']; [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'], [ц], [ч'], [ш], [щ'].
Для обозначения согласных звуков на письме используются буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ. Букв согласных звуков – 21.
Буквы ь и ъ звуков не обозначают.

Алфавит
В русском языке 33 буквы. Каждая буква имеет своё название и место.
Все буквы, расположенные в определённой последовательности, составляют алфавит (или азбуку) русского языка.
В алфавитном порядке располагаются слова в словарях, в различных списках, расстанавливаются книги в библиотеке.
Знание алфавита помогает быстро найти нужное слово, фамилию, книгу и прочее.

Слог
Слоги – части слова, на которое оно делится при произношении. о-го-род, май-ка.
В состав слога обязательно входит гласный звук, поэтому в слове столько слогов, сколько гласных звуков.
В слове может быть один слог – день, стол
                                  два слога – вре-мя, кни-га
                                  три и более – ма-ши-на, ве-ло-си-пед.
Слог может состоять из одного гласного звука (без согласного): у-зел, о-зе-ро.

Правила переноса слов
Слова с одной строки на другую переносятся по слогам: ве-тер, кни-га.
Слог из одной буквы нельзя оставлять на строке или переносить на другую: юла, ли-ния, ого-род.
Нельзя переносить на другую строку буквы й, ь, ъ: чай-ник, школь-ник, подъ-езд.
Нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву, если корень тоже начинается с согласной: раз-лив, под-писать.
Нельзя отрывать от корня первую согласную букву: при-крепить.
При переносе слов с двойными согласными одну букву нужно оставить на строке, а другую перенести: сум-ма, длин-ный.

Твёрдые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки делятся на твёрдые и мягкие: [б], [б'], [в], [в'], [г], [г'], [д], [д'], [з], [з'], [к], [к'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [р], [р']; [с], [с'], [т], [т'], [ф], [ф'], [х], [х'].
Согласные звуки, которые не имеют пар, называются непарными твёрдыми: [ж], [ш], [ц] и непарными мягкими [й'], [ч'], [щ'] согласными звуками.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме
Мягкость согласных на письме обозначается с помощью буквы ь:
- на конце слова (кроме шипящих): день, соль, декабрь
- перед согласными в середине слова: коньки, больше, седьмой.
- с помощью гласных букв е, ё, ю, я, и перед гласным звуком: мел - [м' э л],
клюв - [к л' у ф], мёд - [м' о т], [ л' и с а], билет - [б' и л' э т].
Не пишется ь в сочетаниях чк, чн, нч, щн, нщ, рщ: дочка, срочно, нянчить, мощный, морщинка.

Разделительные ь и ъ
Разделительный ь (мягкий знак) употребляется тогда, когда между согласным и гласным звуками произносится звук [й']: вьюга, льёт, воробьи.
Разделительный ь пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и. Он указывает на то, что буквами е, ё, ю, я, и обозначены звуки [й'э], [й'о], [й'у], [й'а], [й'и]: друзья, счастье, льют, ручьи.
Разделительный ъ (твёрдый знак) пишется после приставок, оканчивающихся на согласные перед гласными е, ё, ю, я: подъехал, съёмка, объявление.

Двойная роль букв е, ё, ю, я
Буквы е, ё, ю, я обозначают:
два звука:
- в начале слова: ель - [й'э]ль, ёж - [й'о]ж, юла - [й'у]ла, яблоко - [й'а]блоко;
- после гласной: уехал - у[й'э]хал, жуёт - жу[й'о]т, читают - чита[й'у]т, маяк - ма[й'а]к;
- после букв ь и ъ: объезд - объ[й'э]зд, льёт - ль[й'о]т, вьюга - вь[й'у]га, крылья - краль[й'а].
один звук и мягкость предшествующего согласного звука:
- после согласной буквы:  лес - л['э]с, мёд - м['о]д, люди - л['у]ди, мяч - м['а]ч, лиса - л['и]са.
Буква и может обозначать два звука, если стоит в слове после разделительного ь: ручьи - ручь[й'и].

Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
В образовании звонких согласных участвует голос и шум. В образовании глухих согласных участвует только шум.
Часть звонких и глухих согласных образуют пары. Такие звуки называются парными звонкими и глухими согласными. [б], [б′] – [п], [п′]

                                                                          [в], [в′] - [ф], [ф′]
                                                              [г], [г′] – [к], [к′]
                                                              [д], [д′] - [т], [т′]

                                                                          [з], [з′] - [с], [с′]
                                                              [ж] - [ш]
Согласные звуки, которые не имеют пар, называются непарными звонкими:                                     [л], [л′], [м], [м′], [н], [н′], [р], [р′], [й'] и непарными глухими согласными: [х], [х′], [ц], [ч′], [щ'].
Звуки [ж], [ш], [ч'], [щ'] называются шипящими.

Гласные после шипящих
Звуки [ж], [ш] всегда твёрдые. Но в сочетаниях жи, ши всегда пишется буква и: жизнь, мыши.
В сочетаниях же, ше пишется буква е: железо, шерсть.
Звуки [ч'], [щ'] всегда мягкие. Но в сочетаниях ча, ща пишется буква а: чайка, роща.
В сочетаниях чу, щу пишется буква у: чудо, щука.

Правописание звонких и глухих согласных
Написание парных звонких или глухих согласных на конце или в середине слова нужно проверять. Для этого нужно изменить форму слова или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после согласного стоял гласный звук или согласный звук [н]: дуб – дубы, просьба – просить, морковь – морковный.
Правописание непроверяемых согласных необходимо запомнить или проверить по словарю: вокзал, футбол, рюкзак.

Ударение
Ударение - произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью.
Слог, который произносится с большей силой и длительностью, называется ударным, гласный звук ударного слога также называется ударным.
Остальные слоги в слове – безударные.
Над гласным ударного слога ставится знак ударения.

Безударные гласные
Для проверки безударного гласного надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный звук стал ударным: гроза – грозы, дома – домик.
Безударные гласные, которые не проверяются ударением, необходимо запомнить или проверить по словарю: собака, капуста, календарь и др.





Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:
1. СЛОВА, КОТОРЫЕ МЫ ПРОИЗНОСИМ СОСТОЯТ ИЗ
1) букв      2) звуков           3) значков                   4) символов

2. ЗВУКИ МЫ
1) видим и пишем
2) рисуем и читаем
3) читаем и смотрим
4) слышим и произносим

3. СЛОВА, КОТОРЫЕ МЫ ПИШЕМ, СОСТОЯТ ИЗ
1) букв          2) звуков             3) значков          4) символов

4. БУКВЫ МЫ
1) произносим
2) произносим и видим
3) слышим и произносим
4) видим, пишем и читаем

5. БУКВЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ
1) красоты
2) украшения текста
3) обозначения букв на письме
4) обозначения звуков на письме

6. ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ
1) выходит из рта и встречает преграды
2) свободно проходит через препятствия во рту
3) свободно выходит изо рта и не встречает преград

7. ПРИ ПРОИЗНЕСЕНИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ВОЗДУХ
1) не встречает преград
2) свободно проходит через преграды во рту
3) проходит через рот, преодолевая преграды

8. В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
1) 5           2) 6             3) 7         4) 8          5) 9           6) 10

9. В РУССКОМ ЯЗЫКЕ БУКВ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
1) 6
2) 7
3) 8
4) 10
5) 21
6) 33

10. СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
1) 6
2) 10
3) 21
4) 26
5) 33
6) 36

11. БУКВ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1) 6
2) 10
3) 21
4) 26
5) 33
6) 36

12. БУКВ СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ В СЛОВЕ
            1) маяк
            2) паук
            3) Яна
            4) Стёпа
            5) юнга
            6) клюшка

13. В ПРЕДЛОЖЕНИИ СОБАКА ЖУЧКА РЕЗВИТСЯ НА СНЕГУ. ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ  
1) 8
2) 9
3) 10
4) 11
5) 12
6) 13

14. В ПРЕДЛОЖЕНИИ ДЕВОЧКА СОНЕЧКА ГРОМКО СМЕЁТСЯ. СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ  
1) 12
2) 13
3) 14
4) 15
5) 16
6) 17

15. В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ РАСПОЛОЖЕНЫ БУКВЫ
 1) н, о, п, р, у, ф, ц, щ, ш

2) и, й, к, л, м, н, о, п, р, 
3) р, с, т, ч, щ, ы, ъ, ь, э, я

4) у, ф, ц, х, щ, ш, ъ э, ь, я, ю

16. НЕВЕРНО РАСПОЛОЖЕНЫ СЛОВА В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ
1) алфавит, ворона, енот, кровать, тетрадь, ноты

2) алфавит, ворона, енот, кровать, ноты, тетрадь
3) гараж, заяц, молоко, ирис, парус, радуга, удочка
4) гараж, заяц, ирис, молоко, парус, радуга, удочка

17. СЛОГОВ В СЛОВЕ СТОЛЬКО, СКОЛЬКО
1) букв
2) звуков
3) гласных
4) согласных

18. СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛОГОВ СЛОВО
1) дружба

2) тень
3) осина
4) чайник
5) ёжик
6) клей
7) змея
8) фея
9) стриж


19. НЕЛЬЗЯ ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВО
1) крайний

2) змейка
3) ежи
4) оса
5) олени
6) сказка
7) ёжик
8) печаль


20. НЕВЕРНО РАЗДЕЛЕНЫ ДЛЯ ПЕРЕНОСА СЛОВА
1) ле – йка

2) май – ка
3) оси – на
4) гу – лять
5) зак – ричал 
6) су – ббо – та 
7) э – таж
8) угол – ьки
9) по - дпи – сать


21. ВСЕГДА ТВЁРДЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
1) [ж], [ш], [б], [х], [ц]
2) [ч], [щ], [й], [н], [р]
3) [ж], [ш], [ц]

22. МЯГКОСТЬ СОГЛАСНЫХ ОБОЗНАЧАЮТ БУКВЫ
1) е

2) ь
3) и
4) о
5) ю
6) р
7) ё
8) а
9) я


23. В СЛОВАХ ПОСЛЕ СОГЛАСНОЙ БУКВЫ НУЖЕН Ь
1) буквар…  

2) птич…ка 
3) морков…  
4) ден…ки
5) мебел…
6) пенал…
7) сил…ный
8) яблоч…ко
9) чудовищ…ный


24. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЯГКИЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ В СЛОВАХ
1) ноч…ю
2) вою…ют
3) мурав...и
4) руж…ё
5) затиш…е
6) пол…ено
7) клю…ёт
8) апел…син
9) греч…ка

25. УКАЖИ, ГДЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА
1) подъехал к деревьям
2) у скамеечьки Ванечька
3) сьедобные грибочьки
4) башмачьки Людочки
5) сьидеть на пьеньке
6) снесла курочка яичко

25. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ ПОСЛЕ
1) корня
2) суффикса
3) приставки
4) окончания

26. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ТВЁРДЫЙ ЗНАК ПИШЕТСЯ ПЕРЕД ГЛАСНЫМИ
1) а
2) е
3) ы
4) ё
5) ю
6) я
7) о
8) э
9) у
10) и

27. БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА
1) после гласного
2) после букв ь и ъ
3) в начале слова
4) после согласного
5) два звука не обозначают никогда

28. БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ОДИН ЗВУК В СЛОВАХ
1) опера
2) юноша
3) берёза
4) гусыня
5) варенье
6) черёмуха
7) варенье
29. ВСЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ ЗВОНКИЕ В СЛОВАХ
1) зной
2) акула
3) герань
4) сирень
5) иволга
6) яблоня
7) панама

30. СЛОВА, В КОТОРЫХ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ В СОЧЕТАНИЯХ С ШИПЯЩЕЙ
1) зажыгалка

2) чайник
3) чюлок 
4) животное
5) перчятка
6) щявель
7) шына
8) шэрсть


31. СЛОВА, В КОТОРЫХ ЕСТЬ СОЧЕТАНИЯ С ШИПЯЩЕЙ
1) линейка

2) тарелочка
3) ночёвка
4) животное
5) чурбак
6) лужица
7) гнёздышко
8) школа
9) ручка


32. ЧТОБЫ ПРОВЕРИТЬ НАПИСАНИЕ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА, НУЖНО ПОДОБРАТЬ ТАКОЕ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО, ЧТОБЫ
1) на гласный падало ударение
2) после согласного стоял гласный
3) после согласного стоял гласный или согласный звук [н]
4) чтобы на согласный падало ударение

33. СЛОВО, В КОТОРОМ ПОДЧЁРКНУТУЮ БУКВУ НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ
1) хлебцы
2) вокзал
3) когти
4) футбол
5) дорожка
6) крепкий

34. СЛОГ, КОТОРЫЙ ПРОИЗНОСИТСЯ С БОЛЬШЕЙ СИЛОЙ, НАЗЫВАЕТСЯ
1) ударный
2) безударный
3) длительный
4) протяжный

35. УДАРЕНИЕ ПАДАЕТ НА ТРЕТИЙ СЛОГ В СЛОВАХ
1) документ

2) далеко
3) инструмент
4) радио
5) статуя
6) заняли
7) начала
8) магазин
9) красивее


36. ПРАВИЛЬНО ПОСТАВЛЕНО УДАРЕНИЕ В СЛОВАХ
1) ба́нты
2) зво́нит
3) свекла́
4) щаве́ль
5) жалюзи́
6) дремо́та
7) обеспе́чение

37. ГЛАСНАЯ О ПИШЕТСЯ В СЛОВАХ
1) в…р…бей

2) к…пуста
3) М…сква
4) л…пата
5) …втобус
6) п…суда

7) к…ртина




Предложение
Определение предложения
Предложение – это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
Слова в предложении всегда стоят в определённом порядке.
Предложение имеет грамматическую основу – подлежащее и сказуемое или один главный член. В конце предложений ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Виды предложений по цели высказывания
Каждое предложение говорится или пишется с какой-нибудь целью. Целью высказывания является сообщение, вопрос или побуждение.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
Повествовательные предложения о чём-либо сообщают, повествуют. В конце ставится точка или восклицательный знак.  Я люблю читать.
Вопросительные предложения содержат вопрос. В конце ставится вопросительный знак. Вы любите читать книги?
Побудительные предложения содержат побуждение к действию (совет, приказ, просьбу, пожелание). В конце ставится точка или восклицательный знак. Берегите книги!

Виды предложений по интонации (эмоциональной окраске)
По интонации  повествовательные, вопросительные и побудительные предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
Невосклицательные – предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных эмоций (чувств): Зимой рано темнеет. Почему ты опоздал?Говори тише.
            Восклицательные – предложения, которые произносятся с особой интонацией, выражающей сильные чувства радости, веселья, восторга, опасения, возмущения и т.п.:
Как рано темнеет зимой! Разве можно опаздывать?! Говори тише!

Главные члены предложения
Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.

Подлежащее
Подлежащее - главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? или что?
Чаще всего выражается именем существительным или местоимением.
Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой. Дует ветер.    

Сказуемое
Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что делал?, что будет делать? и др.
Чаще всего выражается глаголом.
Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами. Дует ветер.

Словосочетание
Состоит из двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. солнечный день, свет лампы, хорошо рисую.
Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь между словами в словосочетаниях устанавливается по вопросам.
Слово, от которого ставится вопрос, называется главным.
Слово, к которому ставится вопрос, называется зависимым.
Подлежащее и сказуемое словосочетанием не являются, потому что они оба в предложении главные.

            Второстепенные члены предложения
            Члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого, называются второстепенными. К ним относятся определение, дополнение и обстоятельство.
            Второстепенные члены предложения поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения.
            Второстепенные члены предложения могут обозначать предмет, признак предмета, место, время, способ действия, причину и т.д.
            На улице дует сильный ветер.
            Чтобы правильно определить вид второстепенного члена, нужно найти слово, от которого зависит этот второстепенный член, выяснить, что он обозначает, на какой вопрос отвечает, какой частью речи выражен.

            Определение 
Определением называется второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, объекта или явления и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, чей?
            В предложении определения обычно выражаются  именами прилагательными и местоимениями и зависят от членов предложения, выраженных именами существительными: Я читаю интересную книгу. За поворотом мы увидели наш дом.

            Дополнение   
Дополнение - второстепенный член предложения, который обозначает предмет, объект или явление и отвечает на вопросы косвенных падежей.
            Выражаются именами существительными и местоимениями и чаще всего зависят от сказуемого: Я пишу (что?) письмо(кому?)  сестре. Мы с ней переписываемся.

            Обстоятельство    
Обстоятельство - второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия, причину и т.д. и отвечает на вопросы где?, когда?, куда?, откуда?, почему?, как?, зачем?
            Выражаются наречиями и именами существительными с предлогами и чаще всего зависят от сказуемого: Мы шли (куда?) в школу (как?) быстро.

            Распространённые и нераспространённые предложения
            Нераспространённые предложения состоят только из главных членов (подлежащего и сказуемого, или только из подлежащего и только сказуемого):
Наступила осень.
            Распространённые предложения имеют второстепенные члены. Они дают больше информации, чем нераспространённые. После лета наступила золотая осень.

            Простые и сложные предложения
            Простые предложения имеют одну грамматическую основу: За рекой блеснула молния. Загремел гром.
            Сложные предложения имеют две и более грамматические основы: За рекой блеснула молния, и загремел гром.
            Части сложного предложения связываются между собой интонацией или интонацией и союзами.
            Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая:
Наступила осень, листья на деревьях пожелтели.
Наступила осень, и листья на деревьях пожелтели.

            Обращение
            Обращение – это слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью.
            Обращение всегда употребляется в именительном падеже и не является членом предложения.
            Может стоять в начале, в середине и в конце предложения:
Дети, сегодня мы поедем на экскурсию.
Сегодня, дети, мы поедем на экскурсию.
Сегодня мы поедем на экскурсию, дети.
            В устной речи обращения выделяются паузами и произносятся с особой интонацией.В письменной речи после обращения ставится запятая или восклицательный знак. В середине предложения обращения выделяются запятыми с двух сторон.

Миша, помоги мне решить задачу. Ребята! Берегите природу! Принеси мне, Лена, воды.







Текст
Квантованный учебный текст с  заданиями в тестовой форме
по русскому языку для учащихся 3 класса
Понятие «текст»
Текст   - это речевое произведение. Текст  состоит из  предложений, связанных по смыслу.
Предложения в тексте связаны между собой одной темой и расположены в определённой последовательности.

Заголовок
К каждому тексту можно подобрать заглавие (заголовок). Он помогает более глубоко понять содержание текста. Заголовок может заранее сообщать о тех событиях, которые  описаны в тексте, помочь понять основную мысль текста.

Тема текста
Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.Тему текстаможно определить по  заглавию или первому предложению текста.
Тема бывает узкой и широкой. Например: спорт – широкая тема, а футбол – узкая.

Основная мысль текста
Основная (главная)  мысль или идея текста  - это то, о чём хотел сказать автор в своём тексте, то, чему он учит. Она передаёт отношение автора  и  его оценку  к тому, о чём он повествует. Основная (главная) мысль может отражаться в заглавии текста.
Например: основная мысль сказки «Волк и семеро козлят» -  что бывает, если не слушаться  мамы.

Признаки текста
Основными признаками текста являются:
-  завершённость (раскрытиетемы и основной мысли текста);
-  связность (расположение предложений в логической  последовательности и связи между ними);
-  стилевое единство (все предложения в тексте оформляются в одном стиле).
         По стилю речь бывает разговорная и книжная. Книжная делится на научную, деловую и художественную. Предложения в одном тексте должны соответствовать одному стилю речи.

Строение текста
Текст состоит из частей, тесно связанных между собой. В каждой части предложения тесно связаны между собой и постепенно раскрывают тему.

Зачин (начало, вводная часть)
В тексте есть зачин (начало, вводная часть), в котором заключенаосновная мысль текста. Зачин состоит из нескольких предложений.

Основная часть (середина)
В основной части  происходит  дальнейшее  раскрытие главной мысли. Эта часть самая большая по объёму  и может состоять из нескольких абзацев.

Абзац
Абзац - часть текста от одной красной строки (отступа) до другой, передающий законченную мысль. С абзаца начинают такую часть текста, в которой содержится новая мысль.
Концовка (конец)
Концовка (конец) текста – это предложения последнего абзаца. Они завершают  основную мысль. В концовке часто делается вывод. В некоторых типах текстов концовка может отсутствовать.


Текст – повествование
В тексте – повествованиирассказывается  о событиях, действиях и их последовательности (сюжете).К тексту – повествование можно подобрать вопрос что делает?
Например:          Мы с папой встали рано утром и пошли в универмаг за мячом. В универмаге мы сразу нашли нужный отдел. Продавщица дала посмотреть сначала один мяч, потом другой. Мы выбрали самый большой и красивый.

Текст – описание
В тексте – описании характеризуются предметы, их признаки или место действия. К тексту – описанию можно подобрать вопрос какой?
Например: Купили мне новый большой мяч. Он сине-красный с жёлтой полоской посредине. Красивый мяч.

Текст – рассуждение
В тексте-рассуждении высказывается, объясняется, доказывается какой-либо факт (тезис). К тексту – рассуждению можно подобрать вопрос  почему?
Например:Купили мне большой мяч. Купили мы потому, что старый лопнул, когда мы с ребятами играли в футбол. Вот и пришлось купить новый мяч.
        

Задания в тестовой форме
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:

1.     ТЕКСТ СОСТОИТ ИЗ
1)    словосочетаний
2)    предложений
3)    слов
4)    фраз

2.     ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ТЕКСТЕ
1)    располагаются в определенном порядке
2)    связаны между собой одной темой
3)    связаны между собой по смыслу
4)    располагаются  друг за другом
5)    повествуют об одном и том же

3.     В ЗАГОЛОВКЕ ТЕКСТА МОЖЕТ ОТРАЖАТЬСЯ
1)    тема  текста
2)    рассуждения автора в тексте
3)    основная мысль текста
4)    отношение автора к описываемым событиям в тексте

4.      Текстом можно назвать  группы предложений
1)    Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром. Весеннее солнце светит ярко.
2)    Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.
3)    На поляне стояла стройная берёзка. У ручья растут голубые незабудки. Скоро настанет холодная зима.

5.     Широкой  темой   является тема
1)     спорт
2)     футбол
3)    мяч
4)    Ворота

6.     Основная мысль текста - это:
1)  то, о чём говорится в тексте;
2) то, что хотел сказать автор;
3)то, что говорит главный герой в тексте
4) то, что  понял читающий ученик

7.     ПРЕДЛОЖЕНИЯ  В чаще леса живут белки. Для Миши вызвали врача. В гнезде пищат грачата.ЯВЛЯЮТСЯ
1) текстом
2) группой предложений
3) группой словосочетаний
4) группой связанных по смыслу слов

8.     К тексту - описанию можно подобрать вопрос:
1)  какой?
2) почему?
3) что делает?
4) зачем?

9.     ОШИБОЧНЫМИ СУЖДЕНИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ
1)    Текст состоит из слов.
2)    Предложения в тексте связаны по смыслу.
3)    В тексте предложения могут располагаться в любом порядке.
4)    После текста пишется заглавие.
5)    В заглавии может быть отражена тема текста или главная мысль.

10.                    заголовком  к тексту
«На лугах завяли травы. С деревьев опадают листья и мягким ковром ложатся у корней деревьев. Дует лёгкий ветерок. Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту. Холодно.»БУДЕТ  ЯВЛЯТЬСЯ  СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
1) Осенние деньки.
2) Осенний день.
3) Золотая осень.
4)Пришла осень.

11.                       текст«Заботливая мама»
«Вывалилась на берег большая медведица. За ней выскочили два медвежонка. Медведица взяла одного за шиворот. Она окунула его в воду. Медвежонок визжал и барахтался. Другой медвежонок испугался холодной ванны. Он пустился наутёк в лес. Мать догнала его – и в воду…»- ЭТО
1) текст – повествование
2) текст - описание
3) текст – рассуждение

12.                    ОсновнАЯ (главнАЯ мысль)  текста 
Старик и яблони
Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода. И ты не съешь с них яблочка». Старик ответил: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут»

1)    Доброта старика
2)    Труд облагораживает человека
3)    Забота старика о других людях
4)    Желание старика прославиться

13.                    Стиль текстаСолнечный зайчик
«Все знают этот простой цветок. Он похож на маленькое солнце. Всё лето цветут одуванчики. Жёлтая головка цветка поворачивается вслед за солнцем. Отцветёт одуванчик и превратится в пушистый шарик»
1)    художественный
2)    научный
3)    деловой
4)    разговорный

14.                     ЧАСТЬ ТЕКСТА, ЗАВЕРШАЮЩАЯ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ
1)    концовка
2)    абзац
3)    зачин
4)    основная часть
5)    вводная часть

15.                    ТЕКСТ – РАССУЖДЕНИЕ
1)    Вот бежит – катится небольшой белый зверек. Черная пуговка носа блестит едва заметной точкой. Чуткие уши прижаты к спине. Темные круглые глаза полны огня. Короткие сильные ноги проворны и неутомимы.Это – песец, живое сокровище снежных просторов тундры
2)    Стоял летний солнечный день. Мы с братом шли через поле на сенокос. Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмотрел добычу. В одно мгновение хищник схватил ее и взмыл в небо. Этот случай мы запомнили надолго.
3)    В народе рассказывают легенду о таежном озере “Око земли”.
Оно не простое, а волшебное. Почему же это озеро называют волшебным?
Это хранилище живой воды, которая исцеляет болезни. Здесь целебно все: и вода, и грязь, и мох, и травы, растущие вокруг. Поэтому сюда приходят звери, прилетают птицы, чтобы лечиться от всякой болезни. Вот почему озеро “Око земли” называют волшебным.
4)    С обрывистого берега Андрей увидел в воде мальчика. В этом пруду обычно не купались. Значит, беда случилась. Андрей бросился на помощь. Он успел схватить мальчика за шиворот, приподнял ему голову. Осторожно на спине поплыл к берегу. Скоро малыш открыл глаза.






Правописание падежных окончаний имён существительных
Квантованный учебный текст с  заданиями в тестовой форме
по русскому языку для учащихся 3 класса

Правописание падежных окончаний имен существительных
Ударные  и  безударные падежные окончания имён существительных в одном и том же падеже пишутся  одинаково.
Чтобы  верно написать падежное окончание имени существительного необходимо  определить склонение и падеж  этого имени существительного.
Склонение имён существительных
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется   изменением по падежам  или склонением.
У имён существительных женского, мужского и среднего рода бывают разные падежные окончания. По окончаниям в начальной форме имена существительные делятся на три склонения: первое, второе и третье.

Имена существительные 1 склонения
К 1 склонению (1 скл.) относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а;-я в начальной форме (зима, земля, дедушка).

Имена существительные 2 склонения
Ко 2 склонению (2 скл.) относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями  –о; -е в начальной форме (дождь, поле, окно).

Имена существительные 3 склонения
К 3 склонению (3 скл.) относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в начальной форме (площадь, ночь)

Разносклоняемые имена существительные
Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся  на – мя (имя, пламя, семя), и слово путь называются разносклоняемыми. Данные имена существительные при изменении по падежам имеют окончания 3 и 2 склонений.
Определение склонения имен существительных
Склонение имён существительных определяется в начальной форме. Чтобы определить склонение имен существительных, стоящих в косвенном падеже, нужно поставить его в начальную форму. Например: снегами – Н.ф. - снег -2 скл.
У имён существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется. Например: ножницы, дрожжи, лыжи.

Падежи имён существительных
В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Форма имени существительного в именительном падеже в единственном числе называется начальной формой.
Все падежи, кроме именительного падежа, называются косвенными падежами.
Именительный падеж
Имена существительные в именительном падеже (И.п.) отвечают на вопросы кто? или что? и употребляются без предлогов.
В предложении имена существительные в именительном падеже являются главными членами предложения (чаще всего подлежащим).

Родительный падеж
Имена существительные  в родительном падеже  (Р.п.)  отвечают на вопросы кого? или чего?.  Они  употребляются с предлогами:  с, у, до, от, без, для, около, подле, возле. К именам существительным в родительном падеже можно поставить  вспомогательные  слова:  нет,  много.
Например: Много снега (Р.п.), нет книги (Р.п.)
В родительном падеже имена существительные 1-го склонения имеют окончания -ы, -и ( с горы, из земли), 2-го склонения -а, -я (от стола, около моря), 3-го склонения -и ( из ткани).
В предложении имена существительные в родительном падеже являются дополнением или обстоятельством. Например: варенье  из (чего?) малины ; поставили  (где?) около  дома.
Дательный падеж
Имена существительные в дательном падеже (Д.п.) отвечают на вопросы кому? или чему? и употребляются с предлогами к, по. К именам существительным в дательном падеже можно подставить вспомогательное слово дать. Например:  дать (кому?) маме (Д.п.)
В дательном падеже имена существительные 1-го склонения имеют окончания -е ( к горе, по земле), 2-го склонения -у, -ю (к столу, по морю), 3-го склонения -и ( по  ткани).
В предложении имена существительные в дательном падеже являются дополнением или обстоятельством.  Например:  написать (кому?) бабушке,  бежал (где?)  по  дорожке.
Винительный падеж
Имена существительные в винительном  падеже (В.п.) отвечают на вопросы кого? или что? и употребляются с предлогами  в, на, за, про, через. К именам существительным в винительном падеже можно подставить вспомогательное слово вижу. Например:  вижу (кого?) маму  (В.п.)
В винительном  падеже имена существительные 1-го склонения имеют окончания –у,-ю ( на  гору, в  землю), 2-го и 3-го  склонения  такие же ,как в И.п.  (на стол, через море, на  ткань).
В предложении имена существительные в винительном падеже являются дополнением или обстоятельством.  Например:   купить  (что?) платье,  положил  (куда?)  на  стол.
Творительный  падеж
Имена существительные в творительном   падеже (Т.п.) отвечают на вопросы кем? или чем? и употребляются с предлогами  под, над, за, с, перед, между. К именам существительным в творительном  падеже можно подставить вспомогательные слова  любоваться, творить. Например:  любоваться  (чем?) картиной  (Т.п.)
В творительном  падеже имена существительные 1-го склонения имеют окончания –ой,-ей ( за  горой, под  землёй), 2-го склонения – ом, - ем (за столом,  над  морем) и 3-го  склонения  -ю (  тканью).
В предложении имена существительные в творительном  падеже являются дополнением или обстоятельством.  Например:    наблюдать за (кем?) птицей,  положил  (куда?)  под  столом.
Предложный  падеж
Имена существительные в предложном  падеже (П.п.) отвечают на вопросы о ком? или о чём? и употребляются с предлогами   в, на, о, об, при. Имена существительные в  предложном падеже  без предлогов не употребляются.
К именам существительным в предложном  падеже можно подставить вспомогательное слово говорить. Например: говорить   (о ком?) маме  (П.п.)
В предложном   падеже имена существительные 1-го склонения имеют окончания –е  ( на  горе, в  земле), 2-го склонения – е  (на столе, в море) и 3-го  склонения   -и (  на  ткани).
В предложении имена существительные в предложном  падеже являются дополнением или обстоятельством.  Например:    говорили ( о чём?) о платье,  парит  (где?)   в  воздухе.
Определение падежа
Чтобы определить падеж имени существительного, надо:
1)   найти слово, от которого зависит имя существительное;
2)      поставить  падежный вопрос   к   имени существительному.
Например:  прочитала (кому?) брату - Д.п.
Падеж имени существительного можно определить по предлогам, кроме тех предлогов, которые используются с несколькими падежами.
Например: около дома (Р.п.), по дороге (Д.п.), про книгу (В.п.), о брате (П.п)

Буквы е, и в окончаниях  имён существительных
Буквы е, и в безударных падежных окончаниях имён существительных – это орфограмма.
Буква  и  в падежных окончаниях   пишется у имён существительных 1-го склонения в Р.п. и у имён существительных 3-го склонения в Р.п, Д.п и П.п.  Например: с яблони (1 скл., Р.п.), во ржи  (3 скл., П.п)
Буква е в падежных окончаниях пишется у имён существительных 1-го  и 2-го склонения в Д.п. и П.п. Например: по дороге (1 скл., Д.п.),об облаке (2 скл., П.п.)
Проверять написание падежных окончаний можно подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием. Для этого имя существительное 1 склонения можно заменить словом земля, 2 склонение – конь, окно, 3 склонение – степь.
Например: из деревни - из земли; об олене – о коне; от сирени  – от  степи.    
Буквы о,е в окончаниях творительного падежа  после шипящих и ц
Буквы о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже  после шипящих и ц – это орфограмма.
В ударных окончаниях имён существительных в творительном падеже  после шипящих и ц пишется о, в безударных пишется е.
Например: за багажом, за птицей.

Задания в тестовой форме
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:

  1. СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1.      изменение по падежам
2.      изменение по числам
3.      изменение по родам

2. К 1 СКЛОНЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
1.      мужского рода с окончаниями –а,-я
2.      женского рода с окончаниями –а,-я
3.      среднего рода с окончаниями –а,-я
4.      мужского и женского рода с окончаниями –а,-я
5.      мужского, женского и среднего рода с окончаниями –а,-я

 3. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МУЖСКОГО РОДА С НУЛЕВЫМ ОКОНАНИЕМ  ОТНОСЯТСЯ  
1.      к 3  склонению
2.      ко 2  склонению
3.      к 1  склонению
4.      к 3 и 1 склонению
5.      к 3 и 2  склонению

4.                  ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 3 СКЛОНЕНИЯ
1.      луч
2.      конь
3.      тишь
4.      мышка
5.      площадь
6.      дождь
7.      мышь

5.                  ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДНЕГО РОДА, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА  – МЯ ОТНОСЯТСЯ
1.      к 1 склонению
2.      к 3 склонению
3.      ко 2 склонению
4.      все ответы верны
5.      к разносклоняемым

6.                  ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 2 СКЛОНЕНИЯ
1.      семя
2.      море
3.      яйцо
4.      дверь
5.      лыжи
6.      луна
7.      рысь

7.                  СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1.      в родительном падеже
2.      в единственном числе
3.      во множественном числе
4.      в косвенной форме
5.      в начальной форме

8.                  НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
1.      И.п., ед. ч., м.р.
2.      И.п., мн.ч.
3.      Ед.ч., И.п.
4.      Мн. чл., И.п., ср.р.

9.                  ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ вещью, облаками, о журавле ОТНОСЯТСЯ К
1.      1 скл, 1 скл, 2 скл.
2.      2 скл, 3 скл, 2 скл.
3.      3 скл, 1 скл, 2 скл.
4.      3 скл, 2 скл, 1 скл.
5.      3 скл, 2 скл, 2 скл.
6.      2 скл, 1 скл, 2 скл.

10.                  ИМЯ  СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ В КОСВЕННОМ ПАДЕЖЕ В ПРЕДЛОЖЕНИИ ЯВЛЯЕТСЯ
1.      подлежащим
2.      дополнением
3.      сказуемым
4.      обстоятельством
5.      определением

11.                              НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СКЛОНЕНИЕ У  СЛОВ(А)
1)  облака
2) каникулы
3) тени
4) молоко
5) сливки
6) хлопоты
7) встречи

12.              ПРЕДЛОГИ ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА
1.      через, по, от, для, около
2.      в, при, на, за
3.      к, по
4.      до, от, без, с
5.      по, к, про, под, над

13.              ВОПРОС что? – ЭТО
1.      родительный  падеж
2.      именительный падеж
3.      дательный падеж
4.      винительный падеж
5.      предложный падеж
6.      творительный падеж

14.              ПАДЕЖ, КОТОРЫЙ БЕЗ ПРЕДЛОГА НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ
1.      родительный  падеж
2.      именительный падеж
3.      дательный падеж
4.      винительный падеж
5.      предложный падеж
6.      творительный падеж

15.              ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАДЕЖА НУЖНО
1.      задать логический вопрос  к имени существительному
2.      задать падежный  вопрос  от имени существительного
3.      задать логический вопрос  от главного слова к имени существительному
4.      задать   вопрос  от глагола к имени существительному
5.      задать падежный  вопрос  от главного слова к имени существительному

16.              ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ  из ткани  СТОИТ
1.      в родительном  падеже
2.      в именительном падеже
3.      в дательном падеже
4.      в предложном падеже
5.      в творительном падеже
6.      в винительном падеже

17.              ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ  В ПРЕДЛОЖЕНИИ В печи испекли вкусный пирог. СТОЯТ В
1.      И.п., В.п.
2.      В.п., В.п.
3.      П.п., И.п.
4.      П.п., В.п.
5.      В.п, И.п.

18.               БУКВА И  ПИШЕТСЯ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1.      3 скл.
2.      2 скл., Р.п.
3.      1 скл., Р.п.
4.      3 скл., Р.п.
5.      2 скл., Д.п.
6.      3 скл., Р.п., Д.п, П.п.
7.      1 скл., Р.п., Д.п, П.п.

19.              У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ  по дорог…, на площад…, к дочер… ПИШЕТСЯ
1.      и, и, и
2.      е, и, е
3.      е, и, и
4.      и, и, е
5.      и, е, е

20.              У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ   пшениц…й,  еж…м, птиц…й, свеч…й  ПИШЕТСЯ
1.      о, е, е, о
2.      е, о, о, е
3.      е, е, о, е
4.      е, о, е, о
5.      е, о, о, е

21.              У  ИМЁН  СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ   задача, вещь, сторож  В ПРЕДЛОЖНОМ  ПАДЕЖЕ  ПИШЕТСЯ
1.      и, е, и
2.      е, е, и
3.      е, и, е
4.      и, и, и
5.      е, и, и

22. БУКВА и  ПИШЕТСЯ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1)   у кошк…, на полк…, в зоопарк…       
2)   о мёд…,  на солом…, в норк…
3)   при  школ…, на площад…, у мыш…
4)   о брош…, с ветк…, к ел…        
23.  БУКВА е  ПИШЕТСЯ В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1)   на окошк…,  о мыш…, по тропинк…
2)   в чащ…, для бабушк…, от деревн…
3)   о  мышк…, в норк…,  на ламп…

4)   к ёлк…, для пташк…., к фиалк...








Имя существительное
Квантовый текст по русскому языку для 3 класса
 Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 26 г. Москвы

Имя существительное как часть речи
Имя существительное – часть речи. Оно отвечает на вопросы кто? или что?
Имя существительное обозначает объект, предмет, явления природы, события или чувства.

 Существительное одушевленное и неодушевленное
Имена существительные  бывают одушевленными  или неодушевленными. Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?
Например: кто? слон, ребенок, стрекоза.       
Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос что? Например: что? небо, карандаш, дерево.

Имя собственное
К именам собственным относятся имена,  фамилии, отчества людей и  клички  животных, географические названия (улицы, города, страны, реки, моря, озера, океаны).
Имена собственные пишутся  с заглавной (прописной) буквы.           Названия журналов, газет, литературных произведений и организаций пишутся с заглавной буквы и в кавычках.
Например: журнал «Веселые ребята», магазин «Пятёрочка».

Имя нарицательное
Все остальные имена   существительные называются именами нарицательными.  Например: волк, писатель, ножницы. Имена нарицательные пишутся со  строчной буквы.

Род имён существительных
Имёна существительные  бывают  или мужского, или женского, или среднего рода. Имёна существительные, к которым можно отнести  вспомогательные слова он,  мой, -  мужского рода. Например: карандаш – он мой  – м.р.
Имёна существительные, к которым можно отнести вспомогательные слова она, моя, - женского рода. Например: машина – она моя  – ж.р.
Имёна существительные, к которым  можно отнести вспомогательные слова оно, моё, - среднего рода.  Например: небо – оно моё - с.р.

Число имён существительных
Имена существительные могут изменяться по числам. В единственном числе имя существительное обозначает один объект или предмет.  Во множественном числе обозначает два и более объекта или предмета. Во множественном числе имена существительные оканчиваются на –а ; -я или –ы ;- и. Например: море - моря, снег - снега; нож - ножи, ягода - ягоды.
Некоторые имена существительные могут употребляться только в форме единственного числа (молоко) или  в форме множественного числа (ножницы).

Начальная форма имён существительных
Если имя существительное в единственном числе и отвечает на вопрос кто? или что?, то оно стоит в начальной форме. Например: машинами – что? ед.чл. -  машина – Н.ф. 
По начальной форме имени существительного определяется род. Если у имени существительного нет формы единственного числа, то  род не определяется.

Роль имен существительных в предложении

Имена существительные в предложении   могут быть главным  и второстепенным членами предложения.






Склонение имён существительных
Квантованный учебный текст с  заданиями в тестовой форме
по русскому языку для учащихся 3 класса

Государственное бюджетное образовательное учреждение
 города Москвы «Школа № 2086» 

Понятие  о склонении имён существительных
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называют изменением по падежам  или склонением.
У имён существительных женского, мужского и среднего рода бывают разные  окончания при изменении по вопросам. По окончаниям имена существительные делятся на три склонения: первое, второе и третье.
Но некоторые имена существительные   к какому  либо склонению не относятся.

Имена существительные 1 склонения
К 1 склонению (1 скл.) относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а;-я в начальной форме. Например: зима, земля, дедушка.

Имена существительные 2 склонения
Ко 2 склонению (2 скл.) относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и имена существительные среднего рода с окончаниями  –о; -е в начальной форме. Например: дождь, поле, окно.

Имена существительные 3 склонения
К 3 склонению (3 скл.)относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце и с нулевым окончанием в начальной форме. Например: площадь, ночь
Разносклоняемые имена существительные
Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на – мя (имя, пламя, семя), и слово путь называются разносклоняемыми. Данные имена существительные при изменении по вопросам (падежам) имеют окончания 3 и 2 склонений.

Определение склонения имен существительных
Склонение имён существительных определяется в начальной форме. Чтобы определить склонение имен существительных, стоящих в косвенном падеже, нужно поставить его в начальную форму. Например: снегами – Н.ф. - снег -2 скл.
У имён существительных, имеющих только форму множественного числа, склонение не определяется. Например: ножницы, дрожжи, лыжи.



Мягкий знак на конце существительных 3 склонения
На конце имён существительных женского рода 3 склонения после букв, обозначающих шипящие согласные, пишется  ь. Например: печь, помощь, глушь.
На конце имён существительных мужского рода 2 склонения после букв, обозначающих шипящие согласные, ь не пишется. Например: луч, товарищ, камыш.
У имён существительных множественного числа  ь не пишется. Например: много туч, с крыш.

Задания в тестовой форме
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов. Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:

1.     СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ -
1)    изменение по падежам
2)    изменение по числам
3)    изменение по родам
4)    изменение по вопросам
5)    изменение окончаний имён существительных по вопросам или изменение по падежам

2.      К 1 СКЛОНЕНИЮ ОТНОСЯТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
1)    мужского рода с окончаниями –а,-я
2)    женского рода с окончаниями –а,-я
3)    среднего рода с окончаниями –а,-я
4)    мужского и женского рода с окончаниями –а,-я
5)    мужского, женского и среднего рода с окончаниями –а,-я

3.     ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МУЖСКОГО РОДА С НУЛЕВЫМ ОКОНАНИЕМ  ОТНОСЯТСЯ
1)     к 3  склонению
2)    к 2  склонению
3)    к 1  склонению
4)    к 3 и 1 склонению
5)    к 3 и 2  склонению

4.     ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 3 СКЛОНЕНИЯ
1)    луч
2)    конь
3)    тишь
4)    мышка
5)    площадь
6)    дождь
7)    мышь

5.     ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДНЕГО РОДА, ОКАНЧИВАЮЩИЕСЯ НА  –мя  ОТНОСЯТСЯ
1)    к разносклоняемым
2)    к 1 склонению
3)    к 3 склонению
4)    к 2 склонению

6.     ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 2 СКЛОНЕНИЯ
1)    семя
2)    море
3)    яйцо
4)    дверь
5)    лыжи
6)    луна
7)    рысь

7.     СКЛОНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
1)    в единственном числе
2)    во множественном числе
3)    в косвенной форме
4)    в начальной форме

8.     НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
1)    И.п., ед. ч., м.р.
2)    И.п., мн.ч.
3)    Ед.ч., И.п.
4)    Мн. ч., И.п., ср.р.

9.     СЛОВА вещью, облаком, о журавле  ЭТО ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
1)    1 склонение, 1 склонение, 2 склонение
2)    2 склонение, 3 склонение, 2 склонение
3)    3 склонение, 1 склонение, 2 склонение
4)    3 склонение, 2 склонение, 1 склонение
5)    3 склонение, 2 склонение, 2 склонение
6)    2 склонение, 1 склонение, 2 склонение

10.                       НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ СКЛОНЕНИЕ У  СЛОВ (А)
1)    облака
2)    каникулы
3)    тени
4)    молоко
5)    сливки
6)    хлопоты
7)    встречи

11.                       ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ 1 СКЛОНЕНИЯ
1)    мышка,  печь, площадка
2)    печка, дедушка, дочь
3)    печь, мышь, площадь
4)    лошадка, дочка, косточка
5)    площадь, кость, лошадка

12.                       БУКВА  ь  ПОСЛЕ БУКВ, ОБОЗНАЧАЮЩИХ ШИПЯЩИЕ, У ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ЯВЛЯЕТСЯ
1)     показателем мягкости  предшествующего согласного
2)    показателем женского рода имён существительных
3)    показателем  мягкости предшествующего согласного и показателем женского рода имён существительных
4)    показателем мужского  рода имён существительных
5)    показателем женского рода3 склонения имён существительных
6)    показателем мужского рода2 склонения имён существительных

13.                       БУКВА ь  НЕ ПИШЕТСЯ У ИМЁНСУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ (ЯХ)
1)     отдать ключ…
2)     взять вещ...
3)     много дач…
4)    лесная дич…
5)    луч...  солнца
6)    из  берёзовых рощ…

14.                        С  буквой ь  В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПИШУТСЯ ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
1)    ножи
2)    мячи
3)    броши
4)    этажи
5)    ночи
6)    сычи

Комментариев нет:

Отправить комментарий